четверг, 9 февраля 2017 г.

В рамках проекта "Скрапликбез". Рубрика "Фотоскрапликбез": часть первая.

Добрый день, дорогие друзья!

В процессе работы над присланными в проект "Скрапликбез" работами наши музы столкнулись с давней, довольно избитой, но бесконечно актуальной проблемой фотографирования работ. На эту тему уже не раз говорено, очень много написано и отснято материалов, но свою актуальность она не потеряла. Мы решили внести свою лепту в рамках нашего проекта "Скрапликбез".
Ведь зачастую хорошие работы, которые по большому счету и в разборе не нуждаются, сфотографированы так, что теряют многое из своей красоты и очарования из-за неудачного снимка.
Разбирать от поста к посту одни и те же проблемные моменты и ошибки у разных мастеров, задача, на наш взгляд,  не очень нужная (вам ведь тоже будет неинтересно от раза к разу читать об одном и том же, согласитесь). А очень хочется обратить внимание на многое, все учесть, ничего не упустить и обо всем написать... Именно поэтому мы решили выделить в нашем проекте отдельную рубрику под названием "Фотоскрапликбез".



Здесь, в этой рубрике мы будем говорить только о проблемах в фотографировании. Здесь будут ссылки на полезные статьи, мастер-классы и другие материалы. Здесь будут подробные разборы, касающиеся фотографий ваших присланных работ. А вести эту рубрику будет наша муза Настя (Цвикевич), и с большим удовольствием мы передаем слово ей:

Привет, дорогие друзья!
Когда бралась за написание этой статьи, то первым делом прошерстила интернет в поисках любой доступной информации на тему предметной фотосъемки и фотосъемки скрап-работ в частности. И ее оказалось очень много, причем разной и познавательной! Шутка ли, но в этом году русскоязычному скрапбукингу исполнилось 11 лет! И стало быть, зачем еще раз сотрясать воздух, если столько уже слов эту тему сказано, статей написано и мастер-классов проведено?

И все же, фотография до сих пор остается слабым местом многих мастеров. Грустно, друзья, когда красивые, достойные, профессиональные работы не красиво и не профессионально сфотографированы!

Важно ли красиво фотографировать?
Да, и еще как!

Но прежде, чем перейти к разбору полетов, скажу пару слов о кастрюлях! :) Нет-нет, вы не ослышалась, именно о них...

Среди фотографов гуляет одна милая притча:
Однажды один фотограф обедал в гостях у супружеской пары. Те (наверное, желая сделать комплимент) сказали:
- Ваши фотографии очень красивые. У вас, наверное, очень хороший фотоаппарат. Фотограф только улыбнулся в ответ. После он подошел к хозяйке и похвалил ее за обед:
- Обед был очень вкусным. У вас, наверное, очень хорошие кастрюли.

Итак, друзья, первое, что надо помнить, беря в руки фото-технику: фотографирует фотограф, а не фотоаппарат! Тоже самое можно сказать и о скрапбукинге, мастер и из обычной крафт бумаги и белой акриловой краски сделает шедевр. Согласны?

Никто не умаляет того, что как и качественные материалы и инструменты облегчают и украшают любую скрап работу, так и хорошая техника помогает сделать фотографию лучше. Если у вас есть дома зеркалка, отлично! Например, я вот уже 5 лет снимаю на Никон Д5000, это довольно простая полупрофессиональная камера, которая вполне подходит для того, что бы снимать семью и детей, не говоря уже о своих скрап-работах. Но даже если вы не являетесь счастливым обладателем камеры, не страшно! Инстаграм показал и доказал, что можно быть мегапопулярным блоггером, фотографируя на Айфон.

Для того чтобы уже прямо сейчас улучшить качество ваших фото необходимо изучить возможности вашей техники и научится ими пользоваться. Если вы всегда снимали на режиме Авто, возможно, стоит задуматься над тем, чтобы освоить ручной режим? Я очень советую вам подружится со своей техникой, и скажу на своем примере, что мне очень помогли фотокурсы, которые раз и навсегда подружили меня с ручным режимом и фотошопом :)

(Здесь и далее буду приводить ссылки с кратким описанием на полезные статьи по теме)
Вам в помощь статья о том что такое зеркальная камера и как с ней работать. В статье довольно подробно описано, как снимать в ручном режиме и какие настройки ставить в зависимости от освещения.


Итак. Самое главное в фотографии - это свет

Если сказать очень просто, фотография - это свет, который застыл на матрице (или пленке) вашего фотоаппарата. Отсюда правило первое при работе со светом (а им можно и нужно управлять, поверьте!): хотите получить красивую картинку - подумайте об освещении заранее. Правильно проэкспонируйте кадр, т.е. не пересветите и не затемните итоговый снимок. Картинка должна быть в меру темной и светлой. Помните о балансе белого - это когда итоговое изображение максимально по цвету соответствует оригиналу, а не желтит или синит.

Вот если бы можно было взмахнуть палочкой и загадать идеальное освещение, то я бы выбрала свелый облачный день в районе обеда ;) Потому что в объективкамеры попадает много света и весь он рассеян за счет естественного софт-бокса в виде облаков. Но такое счстье редко случается, а фотографировать очень надо. Что тогда делать?

Рассмотрим условия:
Если очень солнечно, безоблачно и свет оставляет жесткие тени
и вы фотографируете дома
Выберите самое светлое место, которое при этом находится в тени. Подоконник не подойдет, потому что вы получите очень жесткие тени и никакой отражатель не спасет. Лучше всего передвинуть стол с прямых солнечных лучей в тень или прикрыть окно прозрачной шторой.
Например, мой рабочий стол, он же место съемок практически всех моих работ, стоит прямо на против окна. Учитывая, что окно выходит на южную сторону, а в моих края солнечных дней много больше пасмурных, я часто сталкиваюсь с проблемой резких теней.

Если фотографируете на улице
то решение примерно такое же - уйдите с прямых солнечных лучей в тень. Отлично подойдут беседки, парковые зоны. 

Если на улице пасмурно, а дома соответственно еще темнее
Вам необходимо наоборот максимально придвинутся к источнику света (окну), настроить фотоаппарат таким образом, чтобы на матриц попало как можно больше света и воспользоваться отражателем, чтобы подсветить темные участки. И такой важный момент. Если вы снимаете вечером или используете лампу накаливания для подсветки теней, то не забывайте корректировать баланс белого. 

если фотографируете на улице,
то достаточно изменить настройки фотоаппарата и избегать теней.
Потренируйтесь и у вас все получится! Обязательно обзаведитесь отражателем, который будет смягчать жесткие тени и подсвечивать темные участки на фото. Для этих целей отлично подойдет и обычный лист офисной белой бумаги (или даже скрап бумаги со светлым принтом)

Вот несколько статей на тему работы со светом при фотографировании скрап-работ:
в статье МК "Красивое фото вашей работы" на примере открытки подробно рассказывается как бороться с жесткими тенями и работать с отражателями. 

Типичные ошибки рассмотрим на примере присланных работ. За них скажем спасибо бесстрашным участникам нашего Скрапликбеза!

Оля из Минска прислала на наш суд вот такой конверт для денег с фото-страничками


Конверт чудесный и задумка интересная!
Но сегодня мы говорим о фотографии.

Друзья, в виду того, что у большинства рукодельниц самое светлое место в квартире - это подоконник, при фотографировании мастерицы первым делом допускают вот такую ошибку.


Пластиковое окно - это не то, что должно быть в кадре и отвлекать от вашей работы!


Если кроме подоконника вам снимать больше негде, а он достаточно широкий для того, чтобы расположить на нем фон для вашей будущей фотографии, снимайте на подоконнике! Но ни в коем случае не ловите в кадр само окно! Исключением будет только съемка, где окно является элементом композиции. Например, вы снимаете кулинарную книгу со старинным кружевом на деревянном обшарпанном подоконнике в деревне у бабушки.
Оля, очень советуя вам сменить место съемки, либо (если позволяет площадь подоконника), снимать у стены, а не облокачивать работу на стекло.Так не стоит делать еще и потому, что яркий свет от окна будет перебивать вашу работу. Свет из окна должен падать на работу прямо или сбоку. Никогда не фотографируйте против света, иначе "фон" у вас будет засвечен, а "объект" в тени.

Для примера, покажу вам несколько фотографий своих старых работ, которые были сняты исключительно на подоконнике. Раньше у меня не было удобного рабочего стола и снимала я на окне. Как видите, чтобы сделать достойное фото достаточно выбрать удачный ракурс и взять для фона пару листов скрап-бумаги!





"Всем выйти из сумрака!"


Оксана Федорова прислала нам фотографии своих альбомов, на которых явно прослеживается такая проблема, как жесткие тени. Причем, Оксана, скорее всего, снимала дома вечером при свете лампочки, а именно ее прямой свет дает такие тени.



Эта совершенно отличная небольшая статья как раз о съемке в домашних условиях. В ней Людмила рассказывает как снимать дома в любое время суток по помощи искусственного света. МК "Предметная фотосъемка в домашних условиях"



Даша Сугонякина экспериментирует со съемкой на улице. Это отличная идея, если следовать советам, которые я описала выше. Яркое солнце в зените - враг номер один для фотографа на улице :) Потому что если снимать прямо но солнце, будет вот так, как на фото ниже. Здесь тень стала практически элементом декора.


А вот на этом фото Даша применила иную тактику работы со светом. И кардинально другой результат! Полупрозрачная тюль выполняет сразу две роли: с одной стороны эффектно драпирует фон, с другой - смягчает яркий солнечный свет. Смотрите, как здорово лежит тень на книге, а сама открытка в мягкой тени!

Друзья, напомню еще раз, резкие тени убираются за счет белого отражателя. Выше я оставила ссылки на мастер классы, как выставлять отражатель и работать со светом. Снимайте при дневном освещении, не затягивайте до темноты. При лампе накаливания у вас врятли получится достойный кадр, а в фотошопе замучаетесь править баланс белого.

Итак, камера есть, реквизит есть, время есть. Шедевр готов и ждет фотосессию. Что дальше?

Самое время поговорить о композиционных моментах. Предметная съемка, как портретная или любая другая съемка, даже если вы фотографируете людей подчиняется одним и тем же законам композиции. Конечно, вы можете просто взять вашу открытку, снять ее крупным планом и выложить в блог. Но мы говорим с вами об искусстве, о том, чтобы это было не только информативно, но и красиво!

Бывает план крупный, а бывает общий. Так вот перво-наперво снимите работу целиком. Чтобы сформировать реальное представление о вашей работе, фотографируйте с ее уровня, чтобы камера смотрела прямо, либо сбоку, но на уровне центра работы. Иначе вы получите искаженное изображение. Потом вы можете показать детали вашей работы.


Не снимайте работу "плашмя". Как, вот здесь у Это правило особенно касается открыток и совсем не подходит для страничек (там свои принципы съемки).

Работа будет смотреться более выгодно в стоячем положении, такой ракурс добавит объем. Кстати, пару слов об объеме! Не стремитесь убирать все тени, именно они создают объем в кадре! Помню, когда только начинали говорить о фотографировании работ, многие мастерицы мечтали о лайт-боксе.
Так вот, фотографии сделанные в лайт-боксе я очень не люблю, потому что они "мертвые". Белый фон и отсутствие антуража вызывает у меня ассоциацию с больничной палатой. А тотальное подсвечивание всех теней на фото делает изображение плоским и скучным. Я фанат реквизитных фотографий, когда по мимо самого объекта в кадре красиво все от фона, до последней бусинки на заднем плане.

И еще пару слов о композиции.

Из всех работ, которые прислала на наш суд Ира из Краснодара (очень красивых, между прочим :) я выбрала вот эту.  Я очень советую фотографировать открытки, опускаясь на уровень центра работы, чтобы не искажать пропорции. Здесь открытка явно снята сверху вниз.
Когда фотографы фотографируют людей, это называется снимать на уровне глаз. Так как у открыток нет глаз, снимайте на "уровне центра" :)


Про антураж, реквизит и композицию поговорим с вами в другой раз. Сегодняшний пост я хочу закончить еще одним очень важный, на мой взгляд, советом.


Дорогие участники Скрапликбеза! если вы не увидели фотографии ваших работ в этой статье, возрадуйтесь, значит все хорошо! Я не нашла к чему придраться)) Но! Многим не хватает грамотности в работе с графическими редакторами и постобработкой! 

Подружитесь с Фотошопом или другим редактором цифровых фотографий!

Когда я планирую время, которое потрачу на создание новой скрап-работы, особенно если это что-то сложное и трудозатратное и есть определенные временные рамки, то обязательно отвожу время на съемку и обработку. Я это делаю потому, что знаю, что на съемку мне нужно время, в которое входит подготовка места съемки и реквизита, а также сам процесс. А представьте, если альбом готов, а на улице очень пасмурно! или у вас маленький ребенок, который обязательно будет мешать и опрокидывать все на себя :) Вот все такие нюансы необходимо учесть. И даже если вы все супер-красиво отсняли необходимо еще уделить время на выбор и обработку отснятого материала. Если вы хотите на уровень повысить качество ваших фотографий, то такие моменты очень важны. Никогда не пренебрегайте светом и обработкой. Фотошоп нужен не только для того, чтобы прыщи замазывать! Но и для того, чтобы помочь вам исправить цветовой баланс, сделать фото светлее и ярче, если вы накосячили с настройками или просто упустили это из виду. Убрать волосинку, которая так неудачно легла на страничку или банально откадрировать.

Статьи про съемку и обработку:
1. Статья Лены "Как я фотографирую свои открытки" 
2. Как фотографировать свои работы: советы по предметной съемке 

Про фотографию можно говорить очень много! Возможно, у вас есть вопросы, на которые вы хотите получить ответ? Задавайте смелее в комментариях! :)

Надеюсь, статья вам понравилась! Скорее берите камеру в руки и вперед за классными кадрами! Экспериментируйте, и все получится!

4 комментария:

  1. Каждую новую статью читаю с интересом. Спасибо большое! Вот вроде все знаешь, но как доходит до процесса в е забывается)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Очень емко и обо всем сразу.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью! Часто бывают проблемы со съемкой, а хочется фотографировать прям "вкусно". Буду учиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, спасибо! Рада, что информация пригодилась :)

    ОтветитьУдалить