Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня вашим архитектурным гидом побуду я, Илона Yozheg.
Испанская архитектура разная, но несомненно одно - она прекрасная. И каждая эпоха оставила свой неповторимый след в испанской архитектуре.
Пожалуй одними из первых, оставивших заметный след, были мавры, которые в те далекие времена принесли на испанские земли свое восточное понимание красоты - так испанская архитектура приобрела воздушность, невесомость, плавность и изогнутость линий и форм.
Альгамбра. Дворец Нарсидов в Гранаде
Пожалуй, наиболее яркий пример мавританского влияния на испанскую архитектуру и потрясающей красоты историческое наследие
Времена правления мавров сменились эпохой Реконкисты (отвоевывания испанцами своих владений и изгнание мавров с испанской земли). На первый план вышла необходимость в строительстве оборонительных сооружений и крепостей. Так началась романская эпоха в испанском зодчестве.
Замок в Кастилии. Эпоха Реконкисты
Чуть позже до Испании дошла мода на готические сооружения, а, поскольку, в стране было сильно влияние Церкви, то в первую очередь это отразилось на строительстве храмов и монастырей.
Севилья. Кафедральный собор
резьба по камню, внешне напоминающая расстеленный на фасаде ковёр с поистине ювелирной работой. Именно черты платереско носит большая часть садов и парков в Испании.
Саламанка. Старейший университет Испании.
Самое старое из существующих зданий университета в 1529 году было украшено роскошным фасадом в стиле платереско. В центре можно увидеть медальон с изображением Католических королей Изабеллы и Фердинанда, над ним – гербовый щит Карла V, еще выше – изображение Папы Римского и кардиналов. Но люди, которые в большом количестве собираются перед входом, так пристально разглядывают не это великолепие. Все эти люди усердно ищут лягушку, которая волею мастера по камню примостилась на одном из черепов! Нахождение ее обещает успешную сдачу экзамена, удачу в жизни и даже отпущение всех грехов. Можете и вы ее поискать на этой фотографии!)
Дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии.
Классический образец испанского барокко, а точнее - стиля чурригереск
Вы конечно же уже догадались, что разговор пойдет об Антонио Гауди.
Так кто же он такой - Антонио Гауди? Если кратко, не вдаваясь в подробности биографии (ее вы можете запросто найти в интернете и сами)), то - великий архитектор, ниспровергатель авторитетов и законодатель мод. Модернист, творивший вне устоявшихся стилей. Человек, который почти не работал с чертежами. Архитектор, специалист, в основе труда которого лежит скрупулезный математический расчет (а так оно и было), Гауди пользовался набросками здания в импрессионистском стиле - общие очертания, форма, но ни дотошной детализации, ни конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и... вычисления в уме.
Гауди был крайне необщителен и даже замкнут. С людьми - со своими работниками - был жёсток и даже жесток. Аскет, который питался кое-как и кое-как одевался. Он не признавал роскоши и богатства - когда дело касалось лично его, но строил при этом роскошные здания. Представьте себе, что все деньги, которые Гауди зарабатывал в должности архитектора храма Саграда Фамилиа, он вкладывал в само строительство. Он много лет работал бесплатно, не считая себя в праве присваивать народные деньги, ведь храм строился на пожертвования богатых и бедных барселонцев.
После себя Гауди не оставил никаких записей, близких друзей у него не было, и многие обстоятельства его жизни так до сих пор и не прояснены... Но его строения, выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики, получили всемирную известность, а семь из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А вот и мой личный ТОП-3 архитектурных шедевров Гауди:
1. Дом Батльо, в оформлении которого практически полностью отсутствуют прямые линии. Один из самых известных особняков, на архитектурном плане которого красуется подпись великого Гауди, дом расположился на проспекте Пасседж-де-Грасиа, в сердце квартала Эшампле в Барселоне. Всё в этом здании удивительно: «танцующий» фасад, украшенный разноцветными брызгами керамической мозаики, балконы, напоминающие одновременно забрала на шлемах средневековых рыцарей и китовый ус, многоцветье черепицы на крыше, в очертаниях которой можно угадать изогнувшегося диковинного дракона, «фирменные» печные трубы и витражи из цветного стекла. Когда смотришь на дом Бальо с улицы, кажется, что здание живёт, дышит и пристально следит за перемещениями своих гостей.
До того, как за работу взялся Гауди, этот жилой дом, построенный в 1877 году, принадлежал текстильному магнату Жозепу Бальо-и-Касановасу. Тогда им интересовались только квартиросъемщики и потенциальные жильцы, никакого другого интереса для людей он не представлял. Новую жизнь и огромную славу дому Бальо подарил Антонио Гауди, который провел реконструкцию здания в период с 1904 по 1906 г. Изначально домовладелец планировал снести старую постройку и возвести на ее месте новую, но мастер решил иначе и пообещал преобразить здание до неузнаваемости.
Автор внес в план дома большой внутренний двор, который был создан в результате соединения двух световых шахт. Это позволило улучшить вентиляцию и дневное освещение здания. Идея уделить особое внимание световому двору впервые возникла у каталонского мастера в ходе строительства Дома Мила.
Главная отличительная черта здания, в которой наиболее ярко выражается почерк архитектора, - минимальное использование прямых линий в его оформлении. В нем практически все, начиная от интерьера и заканчивая декоративными деталями фасада, высеченными из добытого на холме Монжуик тёсанного камня, имеет волнистые очертания.
Исследователи, занимающиеся изучением творчества Антонио Гауди, утверждают, что именно с реконструкции Дома Бальо начался новый виток его творческого пути и именно тогда было положено начало формированию уникального стиля мастера: отныне архитектор прислушивался исключительно к своему собственному видению архитектурных решений, не оглядываясь на стандарты и рамки известных архитектурных стилей.
2. Дом Мила - новаторский проект для своего времени: продуманная система естественной вентиляции, позволяющая отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома, которые можно перемещать по своему усмотрению, подземный гараж.
Дом Мила называется так не случайно: он был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.
Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.
Фасад Ла Педреры напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.
Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.
Фасад Ла Педреры напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.
Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.
Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.
3. В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Святого семейства (Саграда Фамилиа).
Собор Святого Семейства — это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.
Заказ на строительство, точнее, на его завершение (собор начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек». На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.
Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог». Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В соборе Саграда Фамилиа он «насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.
Собор Святого Семейства — это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.
Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог». Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В соборе Саграда Фамилиа он «насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.
Согласно планам Гауди собор должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни собора, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.
Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить строительство собора. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память. Как и в Средневековье, собор Саграда Фамилиа возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.
7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения собора Саграда Фамилиа.
По материалам сайтов tonkosti.ru, espanarusa.com, gaudi-barselona.ru
Собор Саграда Фамилия великолепен. Довелось видеть его своими глазами, и невозможно словами описать, какой эффект он производит!
ОтветитьУдалитьЯ вам прямо завидую) я пока его только виртуально изучаю, но в планах посещений он у меня есть))
Удалить