суббота, 18 марта 2017 г.

10 фактов о... Французская архитектура

Добрый день, дорогие друзья!

Во Франции поражает многое, если не сказать все... А может это мы, скраперы, такие впечатлительные особы, способны вдохновиться всем, что видим вокруг.
И тем не менее, все, начиная с классических архитектурных шедевров - Версаль, Лувр, Фонтенбло, Собор Парижской Богоматери, Пантеон, Эйфелева башня, до современных - Национальный центр Жоржа Помпиду, Виадук в Мийо, большая арка Дефанс, пирамида в музее Лувр, "Оранжевый куб" в Лионе, может послужить вдохновением и источником восхищения. Во французской архитектуре, как и во всем остальном, можно удовлетворить совершенно разных ценителей.
Мы постарались отобрать для вас самое интересное и впечатляющее и втиснуть это в 10 фактов:

1. Кафедральный собор Парижа – Нотр-Дам-де-Пари, т.е. Собор Парижской Богоматери. Он посвящен Деве Марии и является, пожалуй, самым известным собором в мире.
Религия спасает по-разному. Некоторые, например, верят, что подержавшись с минуту за кольцо на одной из трех дверей собора, можно уберечь себя от невыплаченных кредитов и любовных фиаско. Но ценность собора Нотр-Дам, разумеется, не в этом. Зайдите внутрь - там потрясающей красоты витражи, старинный орган и шорох шагов сотен посетителей. Окна-розы восхищают своими красками. На них без труда можно отыскать знаки зодиака, аллегории времен года, изображение Богоматери.
За плату можно подняться по узкой лестнице наверх и выйти на галерею Химер. С нее открывается чудесный вид на Сену. Здесь же можно разглядеть морды горгулий - фантастических чудовищ, которые торчат на концах балок и химер.
На площади перед собором в тротуар вделана бронзовая звезда - это нулевой километр, от которого берут начало все дороги Франции.
Собор строили с 1163 года по 1345 годы и он считается одним из самых красивых долгостроев планеты.
Кстати, период X-XII вв., в который строился Нотр-Дам, называют готическим. Изначально этот термин считался уничижительным, ведь новое поколение всегда с пренебрежением относится к прошлому. Слово «готический» буквально означает «принадлежащий готам», т.е. варварский.
Парижский епископ Морис де Сюлли хотел построить собор, в который могли бы прийти тысячи людей и который внушал бы благоговение. И ему это удалось. Длина нового собора была равна длине нового футбольного поля, а стены возвышались над землей на 30 метров. Он был столь велик, что старая церковь, в которой де Сюлли вел службу, пока строился Нотр-Дам, полностью в нем бы поместилась.
Нотр-Дам был так прекрасен, что в Северной Европе началась мода на готическую архитектуру еще до того, как собор был закончен.

2. Грандиозное здание Лувра притягивает и пугает одновременно. Притягивает обилием шедевров, которые хранятся в его залах, а пугает гигантскими размерами, многочисленными зданиями, в которых непонятно как ориентироваться. При этом от внимания туристов ускользает удивительно богатая история этого крупнейшего музея мира.
Военную крепость построили в этом месте еще в 1202 году. Она должна была защищать Париж в том случае, если враг поднимется вверх по Сене. Название ее происходит, вероятнее всего, от слова louver, то есть, «укрепленное жилище». Увидеть остатки той крепости сегодня не составляет труда. При раскопках были обнаружены основания стен первоначального Лувра. Их решено было сохранить под крышей музея. Любой посетитель может сегодня прогуляться вдоль них по деревянному настилу.
Спустя полтора века в Лувр с острова Сите решает переехать король Карл V. И крепость тогда слегка облагородили. Но в настоящий дворец Лувр стал превращаться в начале XVI века, с переездом в него Франциска I. Постепенно, десятилетие за десятилетием появлялось одно его крыло за другим.
Музеем дворец стал в 1793 году. Основу его коллекций составили приобретенные в разное время разными королями сокровища. Среди самых ценных экспонатов – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской. План музея, который вручается посетителям при покупке билета, напоминает географическую карту, на которой разными цветами отмечены истинные сокровища.
Не меньше, чем на коллекции Лувра, все стремятся взглянуть на пирамиду. Гигантское творение Йо Минг Пея с 1989 года не перестает раздражать половину парижан, тогда как другая уже привыкла. Ее появление во дворе Лувра было связано с тем, что в 1981 году встала задача увеличить пропускную способность музея и организовать пространство в подземном помещении так, чтобы всем было комфортно и светло. Идея американского архитектора китайского происхождения решила эти вопросы.


3. Версаль... Сначала это был скромный замок Людовика XIII - почти охотничий домик, только размером поболее. Потом здесь так понравилось его сыну Людовику XIV, что он решил построить свою резиденцию. Людовик нарушил традицию, установленную предыдущую правителями: он перенес свою резиденцию из Парижа в маленький городок под названием Версаль, что в 20 километрах к югу от столицы.
В 1661 году началось строительство колоссального дворцового комплекса, который должен был стать политическим центром страны. Размах был поистине королевским, на строительство ушло почти 11 тысяч тонн серебра. Людовик XIV обожал зрелища, ему нравились живописные здания, живописная архитектура, и Версаль – это образец того, каким он хотел бы видеть мир вокруг себя, это его идеал, и он хотел править миром.
Именно здесь напудренные парики и изысканные кушанья стали пределом совершенства. 700 комнат, 2000 окон, 1250 каминов, 1800 акров садов, 1400 фонтанов – для Людовика все это было не только домом, но и рабочим кабинетом, ведь если ты король, то тебе не надо ходить на работу, работа сама приходит к тебе. К тому же именно Людовик сказал фразу: «Государство – это я!», а ощущать себя целым государством лучше всего в зале с зеркальными стенами. Другими словами, если вас вызывают «на ковер» к начальству в Версале, то это очень длинный «ковер».
К 1682 году строительство Версаля было закончено, он стал символом расцвета абсолютной монархии. Таких роскошных садов и фонтанов мир еще не видел. Но все они нуждались в одном – в воде. Чтобы разрешить эту проблему, Людовик приказал построить огромную водокачку, чтобы доставлять воду из Сены, находящейся в 5 километрах, к своим любимым фонтанам. Людовик лично запустил водонапорную станцию в 1684 году. Это было настоящее чудо инженерной мысли. Водокачку приводила в действие Сена, поток которой проходил через 14 гигантских колес. В день этот механизм перегонял до 400 миллионов литров воды.

4. Кладбище Пер-Лашез. Это кладбище является одним из самых известных и посещаемых в мире. Без ложной скромности можно говорить о сотнях тысяч посетителей в год. И все это благодаря одному весьма неоднозначному рекламному трюку.
Когда кладбище открылось в 1804 году, никто там не хотел хоронить близких, потому что у кладбища не было своей истории. Тогда в рамках рекламной кампании было решено перенести туда могилы некоторых известных личностей, включая Мольера. Уловка сработала, и теперь это одно из самых больших кладбищ мира, а для того чтобы там ориентироваться понадобится карта.
Вот некоторые из известных личностей, которые там захоронены: французский писатель Марсель Пруст, американская писательница Гертруда Стайн, лидер и вокалист группы The Doors Джим Моррисон, американская танцовщица Айседора Дункан, французская певица Эдит Пиаф, французский актер-мим Марсель Марсо, польский композитор, пианист Фредерик Шопен, французская актриса Сара Бернар, французский писатель Оноре де Бальзак и другие.
Среди 700 000 здешних склепов и богатых надгробий особенно выделяется могила писателя Оскара Уайльда. Выглядит она именно такой, какой показана в фильме «Париж, я тебя люблю»: зацелованной сотнями девичьих губ и расписанной признаниями в любви, оставленными губной помадой.

5. Эйфелеву башню построили как временный объект, а она стала символом Франции, и каждый год на нее взбираются 6 миллионов туристов! Ее ненавидела большая часть культурной элиты столицы, мечтая взорвать «чудовищный скелет». Но Эйфелеву башню не тронуло ни время, ни Гитлер - он даже не смог взобраться наверх, поскольку кто-то предусмотрительно повредил привод лифта.
Сегодня башня используется как теле- и радиовышка. Наверху есть площадка, на которой самозабвенно целуются парочки и откуда до 2009 года бросались желающие покончить с собой (зафиксировано около 400 попыток). Теперь публике доступны только поцелуи: по периметру площадки выставили защитные барьеры.
Очереди на посещение не заканчиваются у башни никогда. А вот очереди на лифт можно избежать поднявшись пешком - 1792 ступени. Но и пешком подъем платный - порядка 5 евро.
Если забыть про экономию, то за несколько месяцев можно зарезервировать столик в ресторане «Жюль Верн». Поглощать фуа-гра на высоте 175 метров будет недешево - обед с вином стоит около 300 евро. Плюс при бронировании не гарантируется столик у окна, а придете в спортивных штанах - и вовсе не пустят.
Эйфелева башня нравилась далеко не всем: как только проект был обнародован, со всех сторон послышались вопли протеста от художников и интеллигенции. Ее называли уродливой, индустриальной, бесполезной, портящей вид Парижа, в котором было столько прекрасных классических зданий. Когда возведение башни было закончено в 1889 году, она стала самым высоким сооружением в мире, побив рекорд пирамиды Хеопса в Гизе. Творение Эйфеля держало рекорд до 1930 года, когда в Нью-Йорке был построен Крайслер-билдинг.
Как это ни удивительно, но Эйфелева башня до дрожи пугала парижан еще несколько лет после постройки. 21 июня 1889 года Эйфелева башня была открыта. Гюстав Эйфель лично провел экскурсии для многочисленных знаменитостей и членов королевских семей, среди которых были Баффало Билл, персидский шах, сиамский король, принц Уэльский и даже Томас Эдисон. Башня стала главным экспонатом выставки, она привлекла 2 миллиона человек.
Гюстав Эйфель оплатил 80% стоимости строительства, а взамен попросил выплачивать ему определенный процент от сдачи башни в наем. Свои деньги он вернул через год и в конце концов стал очень богатым человеком.

6. Вилла Савой в Пуасси. Расположенная в парижском предместье Пуасси, она считается главным достижением в творчестве одного из родоначальников современной архитектуры, Ле Корбюзье. В вилле чётко соблюдены такие значимые приёмы архитектуры модернизма, как плоская крыша, лишённые декора геометрические формы, абсолютно белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер) и использование внутреннего каркаса. Это здание считается образцом архитектуры «интернационального стиля».
Дом заказали в 1928 году моднейшему архитектору Шарлю Эдуарду Жаннере, уже десять лет гремевшему в Париже под псевдонимом Ле Корбюзье. Он издавал журнал Esprit Nouveau и задумал “виллу Савуа” (так следовало бы произносить ее название по-русски, если б не давняя ошибка переводчика) как манифест этого журнала. Как водится, процесс был оплачен заказчиками, которые просили построить им дом, а получили программное заявление.
Заказчики владели преуспевающей страховой компанией. Они были не только любителями прогресса, но и богачами. Но даже им показалось, что смета строительства превышает их возможности. Проект был интересен, но архитектора попросили ужаться. Корбюзье снял третий этаж, превратил половину второго в открытую террасу и уменьшил шаг колонн – максимальная уступка, на которую он был готов пойти. Не зря же он придумал “пять принципов современной архитектуры”, которые с тех пор учат, как таблицу умножения. Здание стоит на столбах-пилоти. На плоской крыше – терраса. Планировка свободна, легкие перегородки делят пространство между перекрытиями, опирающимися на колонны. Свободен и фасад, поскольку стены не несут никакой нагрузки, а просто упаковывают внутреннее пространство. Ленточные окна во всю ширину стен. Главный пример из учебников? Вилла Савой в Пуасси.
У этой виллы богатая история. Ее покинули хозяева из-за постоянных проблем и протечек. В годы второй Мировой в ней квартировали гитлеровские офицеры, а после освобождения Франции - американские. После она была заброшена и пришла в запустение. Примечательно, что виллу признали памятником архитектуры еще при жизни автора (исключительный случай), и он имел возможность следить за реставрацией. Но издалека – реставраторы опасались, что неуемный авангардист внесет новые усовершенствования.

7. Национальный центр искусства и культуры был открыт в Париже в 1977 года по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Здание музея, спроектированное Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, считается настоящим шедевром архитектурного направления хай-тек. 
Здание вышло весьма экстравагантное, если не сказать, шокирующее: трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения расположены снаружи здания. Водопроводные трубы выкрашены в зеленый цвет, электропроводка – в желтый, вентиляция – синяя, эскалаторы и лифты – красные.
Но именно эта главная идея творческого тандема архитекторов позволила освободить максимум полезной площади. В самом комплексе расположен не только музей современного искусства, но, так же, нашлось местечко для выставочных залов, библиотеки на целый этаж и института музыкальных и акустических исследований IRCAM.
Перед зданием расположена большая площадь, где могут собираться студенты, музыканты, уличные артисты и даже демонстранты. А еще возле центра Помпиду расположен интереснейший фонтан Стравинского (Fontaine Stravinsky), действительно необычный и запоминающийся.

8. В 10 километрах от Канн на коралловых склонах крохотной рыбацкой деревеньки Теуль-сюр-Мер стоит нечто, напоминающее округлые домики хоббитов, мыльные пузыри или отсеки космической станции, но совершенно не похожее на жилье человека. А между тем сюда приезжает на летний отдых великий футурист, придумавший когда-то цветные чулки и галстуки в цветочек, модельер Пьер Карден.
Известный как дом-пузырь или Дворец из Пузырей, Palais Bulles является зданием необычной архитектурной формы, расположенном в городе Теуль-Сюр-Мер, на бульваре Esterel, неподалеку от Канн во Франции на берегу Средиземного моря.
Эта футуристическая биоморфная структура со сферическими комнатами и окнами-иллюминаторами отстраивалась на протяжении 14 лет (1975-1989) по заказу крупного лионского промышленника и мецената Пьера Бернара (Pierre Bernard) и по проекту архитектора Антти Ловага (Antti Lovag). Его дизайн включает в себя гладкие и круглые формы без прямых линий и острых углов, что заставляет необычное здание сливаться с окружающей средой.
Общая площадь отеля составляет 1200 м2, на которых находятся 10 номеров, гостиная, две кухни, открытый зал, сад с бассейнами, студия и многое другое. Окна в отеле так же необычны, как и он сам. Они были сделаны снаружи и расположены так, что солнечный свет проникает в них под определенным углом, давая простор для фантазии, и, конечно же, из них открывается прекрасный вид на природу. Причудливый вид у Palais Bulles не только снаружи, но и внутри: даже интерьер имеет особенности, которые концентрируются на кривых и круглых формах.
В 1989 году Palais Bulles был продан дизайнеру Пьеру Кардену, который сказал "Вот, я и нашел место, которое позволило бы мне соединить то, о чем я мечтал, и что уже собрал, возможно, для будущего музея." Он дополнил существующий архитектурный ансамбль открытым амфитеатром, а существовавшие аскетичные интерьеры – настенной живописью.
Le Palais des Bulles Пьер Карден превратил в своеобразный культурный "эпицентр", разместив здесь собственную коллекцию мебели и предметов искусства. Особое место в «музее» было отведено моделям одежды, созданным Карденом в 1960-1970-х годах.

9. Виадук в Мийо. Это один из самых длинных (2,5 км) и высоких (одна из его опор выше Эйфелевой башни) мостов в мире, который выполнил важную функцию – положил конец огромным пробкам на трассе А75, связывающей Южную Францию с Испанией. Машины в летний сезон скапливались у узкого переезда через реку Тарн. Новый мост стал продолжением высокоскоростной магистрали и очень удачно вписался в благородный французский пейзаж. Виадук оборудован многочисленными приборами и датчиками, отслеживающими малейшие сдвиги в его конструкции – вплоть до миллиметра. Аппаратура делает около 100 замеров в секунду.
Проект вантового красавца изначально поражал своей амбициозностью. Семь высоченных опор, километры бескрайнего дорожного полотна, ванты, покрытые специальной, тройной защитой от коррозии… Вокруг моста не утихали жаркие споры. Считалось, что строительство великана во французской глуши опустошит государственную казну и не окупится в дальнейшем. Однако новострой быстро заглушил скептиков. Во-первых, к удивительному мосту заспешили туристы (со стороны въезда с юга находится смотровая площадка), во-вторых, мост мигом захватил статус одного из самых примечательных архитектурных сооружений во Франции.
На момент строительства в 2004 году мост считался самой высокой автомобильной дорогой в мире - одна из его опор достигает 341 м в высоту. Одним из соавторов проекта виадука выступил легендарный барон Норман Фостер. Большинство туристов, направляющихся из южной Франции, или из Испании в Париж, выбирают именно дорогу через виадук ввиду невысокой, а порой и бесплатной стоимости проезда и существенной экономии времени.

10. "Оранжевый куб" - это построенное В 2011 году на берегу Соны в Лионе пятиэтажное здание, внешне похожее на кусок швейцарского сыра. Проект возник вскоре после организации конкурса на проект реабилитации заброшенных кварталов в самом центре Лиона. Первый этаж здания служит площадкой для проведения различные выставок, остальные этажи используются в качестве офисов и служебных помещений. Уникальное оранжевое здание постепенно превратилось в один из символов города Лиона.

Это была наша десятка архитектурных интересностей и достопримечательностей Франции. И поверьте, у нас их гораздо больше, чем десять... гораздо-гораздо больше, но вместить их все в один пост просто нереально)
Но архитектура это еще не все, о чем мы вам хотели рассказать. Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий